История мечети «Аль-Марджани»

Мечеть «Аль-Марджани»: она же «Первая соборная», «Старокаменная», «Юнусовская». Всё это - одна из древнейших мечетей в городе, построенных после покорения Казанского ханства.

Первое упоминание о строительстве мечети встречается в 1767 году, когда губернский центр осчастливила визитом Екатерина II. Она приняла представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане жаловались на то, что пожар в 1749 году и несправедливые действия местных властей лишили их права выполнять свои религиозные обязанности. Члены делегации, богатые купцы и предприниматели, просили «заступницу» прекратить гонения и разрешить жителям слободы построить две каменные мечети. Екатерина II - убеждённая сторонница веротерпимости в государстве - повелела к губернатору А.Н.Квашнину-Самарину издать соответствующие разрешения и не препятствовать татарам в строительных работах.

Казанские мусульмане практически сразу же наметили участки под строительство храма. Первую каменную мечеть в городе возводили, без преувелечения будет сказано, всем миром. Из записи Ш.Марджани узнаём, что в святом деле приняли участие 62 человека, которые собрали 5 тыс. рублей. К весне 1768 года были заготовлены строительные материалы, летом того же года приступили к возведению мечети. Завершилось строительство мечети «Марджани» в 1771 году К.Насыйри в своих сведениях указывал на то, что строительство велось с большой поспешностью. Это было обосновано желанием как можно скорее использовать случай, который предоставила Екатерина II. К.Насыйри пишет: «… когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты хоть дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «я определила им место на земле, а в небо они вольно подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».

Это лишь один из десятков примеров доказывающих, что борьба слободских татар за свои религиозные права явилась отправной точкой для осознания необходимости внесения изменений в государственную политику самодержавной России по отношению к мусульманской проблеме и послужила толчком для признания Ислама приемлемой религией.

Мечеть Марджани долгое время являлась центром духовной жизни татарского народа.

С самого начала своего существования мечеть Марджани стала центральной, соборной и сегодня играет также очень важную роль в объединении мусульман. На сегодняшний  день  мечеть Марджани является центром Казанского мухтасибата. Стараниями имам-мухтасиба г. Казани Мансур хазрата Джалялетдинова, а также с помощью государства, хотелось бы особенно отметить, Р.Т.Бурганова, который в то время являлся главой администрации Вахитовского района г. Казани, в 2004-2007 гг. мечеть «Марджани» была полностью отреставрирована. Если до 2007 года женщины молились в подвале мечети то, сейчас уже построено отдельный молельный зал для женщин мусульман. Конференции, собрания и разные общественные мероприятия проводятся в новом, светлом, большом конференц зале.

С первых дней имамами мечети Марджани становились известные татарские богословы, которые выделялись своими всесторонними знаниями, и становились муфтиями в различных регионах страны. К примеру, можно привести известных людей как Талгат Таджутдин, Равиль Гайнутдин, Госман хазрат Исхаков, которые в свое время работали имамами мечети «Аль-Марджани».

По сей день из мусульманской общины мечети Марджани продолжают появляться деятели, вносящие огромный вклад в дело, направленное на благо развития религии.